Home Жидкости и масла Что такое «нулевой» допуск моторного масла

Что такое «нулевой» допуск моторного масла

A+A-
Reset
Масла с вязкостью 0W-20 и 0W-16 становятся все более популярными среди современных автомобилистов и автопроизводителей благодаря своей способности обеспечивать экономию топлива и высокую защиту двигателя, особенно в условиях низких температур и городского цикла эксплуатации. Однако выбор между этими маслами не всегда очевиден, и понимание того, для каких моторов они подходят, является ключевым моментом при обслуживании автомобиля и обеспечении его долговечности.

Основные характеристики масел 0W-20 и 0W-16

Масла с маркировкой 0W-20 и 0W-16 относятся к категории низковязких моторных масел, предназначенных для использования в современных двигателях с высокими требованиями по экономии топлива и снижению вредных выбросов. Цифра «0W» указывает на низкую зимнюю вязкость, что означает легкий запуск двигателя при низких температурах, а цифры после дефиса обозначают вязкость масла при 100 °C (рабочая температура двигателя).

Основное отличие между 0W-20 и 0W-16 — уровень кинематической вязкости при рабочей температуре: 0W-16 имеет более низкую вязкость, что обеспечивает меньшие внутренние трения и улучшенную топливную экономичность по сравнению с 0W-20. Однако это также может означать более тонкую масляную пленку, и потому 0W-16 подходит не для всех типов двигателей.

Производители масел проводят тщательные тесты на соответствие стандартам API (например, SN Plus, SP) и ILSAC, чтобы гарантировать защиту от износа, коррозии и отложений. При этом 0W-16 — более новый формат, который начали активно применять в основном для автомобилей с малым и средним объемом двигателя, а 0W-20 — выдерживает более широкий спектр рабочих условий.

Для каких двигателей подходит масло 0W-16

Масло 0W-16 рекомендуется экспертами и автопроизводителями для современных компактных и субкомпактных автомобилей с относительно малыми объемами двигателей (как правило, до 2,5 литров), которые оснащены системами управления двигателем, ориентированными на максимальную экономию топлива. Часто это атмосферные или турбированные бензиновые двигатели с современными системами впрыска и круговой рециркуляции газов.

Японские и корейские автопроизводители, такие как Toyota, Honda, Hyundai, активно внедряют 0W-16 для новых моделей, чтобы соответствовать ужесточающимся стандартам по выбросам CO2 и увеличить ресурс двигателей при снижении потерь на трение. Например, Toyota Prius и некоторые модели Lexus уже используют 0W-16 в оригинальном заливе согласно рекомендациям производителя.

Кроме того, масла с такой вязкостью отлично подходят для эксплуатации в городских условиях с частыми запусками и остановками, поскольку быстро создают качественную смазочную пленку при холодном старте, снижая износ двигателя в первые минуты работы.

Для каких двигателей используется масло 0W-20

Масло 0W-20 является универсальным вариантом для широкого спектра легковых и легких коммерческих автомобилей. Оно рекомендуется для двигателей как с атмосферным, так и с турбированным наддувом объемом от 1,5 до 3,5 литров, включая бензиновые и некоторые дизельные моторы с системой непосредственного впрыска топлива. 0W-20 хорошо работает в широкой температурной области, обеспечивая надежную защиту при высоких нагрузках.

Многие американские и европейские производители, включая Ford, GM и Honda, рекомендуют 0W-20 в качестве масла по умолчанию в новых моделях с целью соответствия современным экологическим нормам и продления интервалов замены масла. Согласно исследованиям Американского института нефти (API), 0W-20 показывает хорошую стойкость к окислению и отличную защиту от износа в течение длительного времени эксплуатации.

Стоит отметить, что моторные масла 0W-20 лучше подходят для двигателей, где требуется несколько более высокая вязкость при рабочих температурах, обеспечивающая надежность работы при значительных нагрузках и высоких оборотах без риска снижения масляной пленки.

Сравнительная таблица характеристик 0W-16 и 0W-20

Параметр 0W-16 0W-20
Вязкость при 100°C (мм²/с) ~4,1 — 4,5 ~5,0 — 5,6
Подходящие двигатели Современные малые бензиновые (до 2,5 л) Средний и малый бензин, турбо, некоторые дизели
Стандарт API SP, SN Plus SP, SN Plus, SN
Преимущества Максимальная топливная экономичность, легкий холодный запуск Баланс топливной экономии и защиты при нагрузках
Рекомендации производителей Toyota, Honda, Hyundai, Subaru (новые модели) Ford, GM, Honda, большинство легковых авто

Преимущества и недостатки использования масел 0W-16 и 0W-20

Использование 0W-16 обеспечивает заметное снижение внутреннего трения в двигателе, что по данным некоторых исследований приводит к экономии топлива до 2-3% по сравнению с более вязкими маслами. Благодаря оптимальной текучести при низких температурах даже зимой достигается улучшенный масляный клин в составе двигателя, что снижает износ основных узлов в первые минуты работы.

Однако у 0W-16 есть и ограничения. Из-за низкой вязкости при высоких рабочих температурах и давлениях оно может быть менее предпочтительным для моторов с длительными высокими нагрузками, гоночных модификаций или моторов с большим пробегом и заниженным люфтом между деталями. В таких случаях предпочтительнее использовать более вязкие масла, например 0W-20.

Масла 0W-20, в свою очередь, обладают более универсальными характеристиками: они достаточно текучи для холодного запуска, но обеспечивают более толстую защитную пленку при высоких температурах, что положительно сказывается на ресурсе двигателя в сложных эксплуатационных условиях. Плюсом является и более долгий интервал замены, что подтверждено сторонними испытаниями, например, арендой в США с пробегом до 15 000 км без потери защиты.

Среди минусов 0W-20 – не столь высокая топливная экономичность в сравнении с 0W-16, но разница часто не превышает доли процента, что для многих водителей не является критичным.

Как выбрать между 0W-16 и 0W-20 для своего автомобиля

Выбор масла всегда должен начинаться с рекомендаций производителя автомобиля, указанных в руководстве по эксплуатации. Производители тестируют и указывают оптимальные вязкости масел, учитывая конструкцию двигателя, материалы, системы очистки и каталитическую нейтрализацию отработавших газов.

Если руководство допускает использование масла 0W-16, и автомобиль эксплуатируется преимущественно в городских или умеренных климатических условиях, то использование 0W-16 может улучшить топливную экономичность и снизить износ при холодном запуске. Однако если модель не прописана под 0W-16, лучше не отходить от рекомендуемой 0W-20, чтобы не рисковать ресурсом двигателя.

Для владельцев автомобилей с большим пробегом, мощных турбированных двигателей, или эксплуатируемых в режиме длительных высоких нагрузок, предпочтительно использовать более проверенные масла с вязкостью 0W-20.

Также стоит учитывать качество и бренд масла, обращая внимание на соответствие современным стандартам API SP, ILSAC GF-6 и наличие необходимых допусков от автопроизводителя.

Таким образом, масла 0W-16 и 0W-20 представляют собой современный класс низковязких моторных масел, каждый из которых имеет свои преимущества и области применения. Правильный выбор зависит от рекомендаций производителя, условий эксплуатации и типа двигателя автомобиля. Следование этим рекомендациям поможет добиться максимального срока службы двигателя, снизить расход топлива и уменьшить негативное воздействие на окружающую среду.

Может быть интересно