Главная Покупка Как проверить систему безопасности (Airbag)

Как проверить систему безопасности (Airbag)

Moto Alex
A+A-
Reset

Подушки безопасности (airbag) являются одним из основных элементов пассивной безопасности автомобиля. Они существенно снижают риск получения травм и спасают жизни при авариях. Однако, при покупке подержанного автомобиля нередко возникает вопрос: сработали ли подушки безопасности ранее? Такие сведения важны для оценки технического состояния авто, а также для предотвращения последующих проблем с безопасностью. В данной статье рассмотрим подробные признаки сработавших подушек безопасности и как отличить их от обманок — устройств, которые лишь имитируют исправную систему, но скрывают реальные дефекты.

Как работают подушки безопасности и зачем их проверять

Подушки безопасности — это быстрые надувающиеся элементы, которые срабатывают в момент сильного удара, защищая пассажиров от травм. При столкновении срабатывает датчик удара, который запускает процесс надувания мешка сжатым газом за доли секунды. После этого мешок раскрывается, предотвращая прямой контакт с твердыми частями салона.

После срабатывания система требует обязательной замены подушек и блоков управления. Если этого не сделать, безопасность существенно снижается, и может возникнуть опасность в случае повторного ДТП. Поэтому проверка истории подушек безопасности важна как для продавцов, так и для покупателей авто.

Основные признаки сработавших подушек безопасности

Определение факта срабатывания airbag возможно по нескольким ключевым признакам, как визуальным, так и техническим. Рассмотрим их подробнее.

Прежде всего, стоит обратить внимание на внешний вид элементов салона вокруг подушки безопасности — рулевого колеса, торпедо, центральной консоли и сидений (для боковых подушек).

Визуальные признаки повреждений

  • Разрывы и деформации защитных крышек — пластиковые или кожаные панели, покрывающие сам мешок, обычно имеют заводские швы, которые рвутся при срабатывании. Появляются трещины, сколы и деформации.
  • Несоответствие цвета и текстуры — при замене элементов салона после срабатывания часто используются детали от разных производителей, что заметно по оттенку или фактуре.
  • Следы клея и монтажные дефекты — после ремонтов могут оставаться неровности, плохо зафиксированные панели или видимые клеевые следы.
  • Наличие пыли или отложений сажи — при срабатывании подушек происходит взрывной выброс газа, который иногда оставляет порошкообразные следы внутри корпуса подушки и возле выхода.

Технические и электронные признаки срабатывания

Проверка диагностическими средствами может выявить ошибки, связанные с системой airbag. Например, при срабатывании в блок управления аварийно попадают коды ошибок, которые сохраняются до полной замены или сброса.

  • Загоревшаяся на приборной панели лампочка с изображением подушки безопасности (SRS) — это один из первых сигналов о неполадках.
  • Ошибки типа "SRS Deployment" (срабатывание) или неисправность датчиков удара.
  • После срабатывания подушки электронный модуль припирается либо блокируется, что требует перезаписи или замены.

Обманки подушек безопасности: что это и зачем используются

Обманками называют специальные устройства, которые имитируют исправность системы airbag для прохождения диагностики без реальной установки подушки безопасности. Такие элементы часто используются злоумышленниками или недобросовестными продавцами, чтобы скрыть дефекты и факты срабатывания.

Обманки бывают нескольких видов — резисторы, заменяющие сигналы датчиков, или блоки управления с модифицированным программным обеспечением. Они дают системе ложное представление о нормальной работе airbag, обманывая диагностические приборы.

Чем опасны обманки?

Использование обманок несет серьезные риски. В случае реального столкновения подушки просто не сработают, оставляя пассажиров без защиты. Более того, выявить обманку без тщательной диагностики сложно, что может привести к неправильной оценке состояния авто и травмам.

Автомобили с такими "ремонтами" неоднократно фиксировались в дорожной статистике США и Европы, где последствия игнорирования норм безопасности приводили к тяжелым авариям и судмедэкспертизам. По данным Национальной администрации безопасности дорожного движения США (NHTSA), около 15% автомобилей с проблемами airbag содержали поддельные модули или обманки.

Как распознать обманки подушек безопасности

Отличить настоящую неисправность от обманки помогает комплексный подход — визуальный осмотр, диагностика и тщательный анализ сервисной истории автомобиля.

Визуальный осмотр и сравнение

Обманки часто имеют примитивный внешний вид: нестандартные разъемы, отсутствие маркировок и серийных номеров, дешевые материалы корпуса. Иногда наблюдается неверное расположение или отсутствие пинов в разъемах.

Проверка проводки и разъемов датчиков столкновения может выявить нестандартные соединения и перепайки. Также рекомендуется сравнивать установленные блоки с каталогом производителя.

Диагностические методы

  • Подключение профессионального диагностического сканера, способного считывать коды airbag и проверять статус датчиков.
  • Измерение сопротивления в цепях датчиков — обманки обычно имеют постоянные значении сопротивления, в то время как реальные датчики меняют характеристики.
  • Сравнение прошивки и серийных номеров блока управления airbag с базой данных производителя.

Анализ сервисной истории

Общее состояние автомобиля и история ремонта помогут понять, имели ли место аварии с срабатыванием подушек. При отсутствии документов о замене или ремонте системы следует насторожиться. В официальных сервисах замена airbag фиксируется в базе данных — отсутствие такой информации косвенно указывает на возможное использование обманок.

Таблица сопоставления признаков сработавших подушек и обманок

Признак Сработавшая подушка безопасности Обманка (имитация исправности)
Внешний вид крышки подушки Разрывы, деформация, сломанные швы Целая, но может иметь неестественный вид
Состояние блоков управления SRS Наличие кода срабатывания, часто блок заблокирован Коды ошибок отсутствуют или стерты
Диагностика сопротивления датчиков Типичные вариации при повреждениях Постоянное однообразное сопротивление (резистор)
Следы пыли/сажи в салоне Могут присутствовать Отсутствуют
Документальные подтверждения ремонта Чаще есть, особенно в официальных сервисах Отсутствуют или подделаны

Рекомендации при покупке автомобиля с возможными сработавшими подушками

Если подозреваете, что автомобиль имеет проблемы с системой подушек безопасности, следует придерживаться нескольких важных советов для минимизации рисков.

Первое — всегда проводите полную диагностику в специализированных центрах с современным оборудованием. Это поможет выявить не только факт срабатывания, но и наличие обманок.

Второе — требуйте документы из сервисных книжек об обслуживании и замене элементов SRS. Это не всегда гарантирует 100%-ю надежность, но существенно сокращает опасность покупки "авто с проблемами".

Наконец, при обнаружении сработавших airbag стоит рекомендовать их замену только в лицензированных сервисах с использованием оригинальных комплектующих.

Подушки безопасности — важный элемент безопасности, который нельзя игнорировать. Искусственное скрытие срабатывания подушек безопасности приводит к серьезным последствиям для здоровья и жизни водителей и пассажиров. Проведение тщательной проверки и диагностики системы airbag — ключ к надежности и безопасности на дороге.

Может быть интересно