Главная Тормозная система Замена задних барабанных тормозов

Замена задних барабанных тормозов

Moto Alex
A+A-
Reset

Тормозная система автомобиля — одна из самых важных составляющих безопасности на дороге. Несмотря на широкое распространение дисковых тормозов, барабанные тормоза до сих пор применяются на задних осях многих легковых автомобилей и коммерческой техники. Одним из ключевых элементов барабанного тормоза являются тормозные колодки (в данном случае — колодочные накладки на тормозных колодках). Правильное обслуживание и своевременная замена колодок не только продлевают срок службы всей тормозной системы, но и обеспечивают безопасность водителя и пассажиров.

В данной статье мы подробно рассмотрим, как правильно проводить обслуживание и замену колодок в барабанных тормозах, уделяя внимание особенностям конструкции, допустимым износам и нюансам самостоятельной работы. Также приведем примеры распространенных ошибок и рекомендации для разных моделей автомобилей.

Устройство барабанного тормоза и роль колодок

Барабанный тормоз состоит из тормозного барабана, тормозных колодок с фрикционными накладками, тормозного цилиндра и механизмов возврата. При нажатии на педаль тормоза поршни в тормозном цилиндре раздвигают колодки, которые за счет трения соприкасаются с внутренней поверхностью барабана, создавая необходимое тормозное усилие.

Тормозные колодки — главный элемент, обеспечивающий трение и замедление движения. Фрикционные накладки на них изготовлены из специальных материалов, способных выдерживать большие температуры и механические нагрузки. Со временем накладки стираются, что ведет к ухудшению эффективности торможения и риску повреждения барабана.

Важно контролировать состояние колодок, так как чрезмерный износ увеличивает тормозной путь: согласно исследованиям, изношенные колодки могут увеличить тормозной путь автомобиля на 20-30% даже при комфортных условиях езды. Кроме того, игнорирование этого факта ведет к серьезным аварийным ситуациям.

Инструменты и материалы для обслуживания и замены колодок

Для качественного обслуживания барабанных тормозов потребуются следующие инструменты:

  • Домкрат и опоры для безопасного подъема автомобиля;
  • Набор гаечных ключей (обычно 10-17 мм);
  • Отвертки с плоским и крестовым шлицами;
  • Щипцы для снятия и установки пружин (специальные или универсальные);
  • Круглая отвертка или съемник для тормозных пружин;
  • Тормозная смазка или гели на основе силикона;
  • Чистящие средства (например, тормозной очиститель);
  • Новые тормозные колодки, соответствующие модели автомобиля;
  • Перчатки и защитные очки для безопасности.

Стоит заранее подготовить все материалы и инструменты, чтобы в процессе работы не отвлекаться и не искать необходимое. Помимо этого, рекомендуется заранее ознакомиться с технической документацией конкретного автомобиля для учета особенностей конструкции барабанных тормозов.

Пошаговая инструкция по замене тормозных колодок в барабанных тормозах

1. Подготовка автомобиля

Перед началом работы автомобиль нужно установить на ровной площадке, включить ручной тормоз и поставить противооткатные упоры под колеса, которые останутся на земле. Затем с помощью домкрата поднимают колесо, снимают его, откладывая в сторону.

Безопасность — главный приоритет при работе с тормозами. Никогда не работайте без надежных опор под авто, чтобы предотвратить случайное падение.

2. Снятие тормозного барабана

Снятие барабана может вызвать трудности из-за коррозии или механического заедания. Для начала аккуратно постучите резиновым молотком по барабану, чтобы ослабить фиксирующее плотно прилегание. В некоторых моделях есть центральное отверстие для доступа к тормозным колодкам — через него можно открутить стопорные винты барабана.

Если барабан не снимается, не прикладывайте чрезмерную силу. Применение специальных средств для удаления ржавчины поможет облегчить процесс.

3. Осмотр и оценка состояния колодок и других деталей

После снятия барабана внимательно осмотрите колодки. Минимальная допустимая толщина фрикционных накладок обычно указана в технической документации — чаще всего это около 2-3 мм. Если толщина меньше или видны трещины, выкрашивания и другие повреждения, колодки обязательно подлежат замене.

Также обратите внимание на состояние пружин, тормозного цилиндра и самого барабана. Иногда на барабане появляются бороздки или износ, требующий механической обработки (проточки) или замены.

4. Демонтаж старых колодок и компонентов

Для снятия колодок нужно освободить пружины, которые держат их в рабочем положении. При этом важно помнить о правильном порядке съемки, чтобы при сборке не возникло проблем с установкой.

Используйте специальные съемники или щипцы для пружин, которые позволят сделать процесс максимально безопасным. Учтите, что пружины находятся под большим напряжением, и при неправильных действиях они могут вылететь, что опасно для здоровья.

5. Установка новых колодок и обратная сборка

Перед установкой новых колодок рекомендуется очистить посадочные места от грязи и пыли с помощью тормозного очистителя, а также нанести тонкий слой тормозной смазки на элементы, подверженные трению, например, на места контакта колодок с опорами. Не наносите смазку на фрикционные поверхности!

Установите новые колодки, закрепите их пружинами и другими элементами в обратной последовательности. Проверьте, чтобы все детали легли на свои места и не было лишнего люфта.

6. Проверка и регулировка тормозного механизма

После сборки барабан возвращается на место. В зависимости от конструкции барабана, может потребоваться регулировка механизма. В современных автомобилях обычно имеется регулирующий винт, который позволяет установить необходимый зазор между колодками и барабаном.

Правильно отрегулированные тормоза обеспечивают плавное торможение без слышимых шумов и вибраций. После завершения работы рекомендуется сделать пробный выезд на небольшой скорости с несколькими резкими торможениями для обкатки новых колодок.

Распространенные ошибки и рекомендации по обслуживанию барабанных тормозов

Неоднократно встречаются ошибки, которые негативно влияют на срок службы и работоспособность тормозов:

  • Игнорирование признаков износа: Многие водители не обращают внимание на увеличение тормозного пути, скрипы и вибрации, что приводит к поврежденным и неэффективным тормозам;
  • Неправильная установка колодок: Установка деталей в неправильном положении или с использованием неподходящих материалов снижает эффективность и может привести к быстрому износу;
  • Отсутствие очистки и смазки: Загрязненные механизмы и отсутствие смазки на движущихся частях ускоряют износ и могут вызвать заклинивание;
  • Использование некачественных запчастей: Дешевые подделки из несертифицированных материалов часто не соответствуют стандартам и быстро выходят из строя.

Для долгой и надежной работы тормозной системы рекомендуется проходить регулярные проверки минимум раз в 10-15 тысяч километров или раньше, если замечены проблемы с тормозами. Предпочтение стоит отдавать качественным оригинальным запчастям или сертифицированным аналогам, а все работы лучше выполнять в соответствии с инструкциями производителя транспортного средства.

Таблица примерных значений толщины колодок и интервалов замены

Тип автомобиля Минимальная толщина колодок (мм) Рекомендуемый интервал замены (км) Особенности
Легковой автомобиль городской эксплуатации 3 30,000 - 50,000 Более частая замена при агрессивном стиле вождения
Легковой автомобиль с ежедневными длительными поездками 3 50,000 - 70,000 Реже требуется замена благодаря равномерной эксплуатации
Легкий коммерческий транспорт 4 20,000 - 40,000 Ускоренный износ из-за повышенной нагрузки
Внедорожные автомобили 3 25,000 - 45,000 Рекомендуется частая проверка после работы в сложных условиях

Приведенные данные являются ориентировочными и зависят от конкретных условий эксплуатации, качества применяемых материалов и стиля вождения.

Обслуживание и замена колодок в барабанных тормозах — процесс, требующий знаний и аккуратности. Правильный подход позволяет не только избежать аварийных ситуаций, но и значительно сэкономить на ремонте, своевременно предотвращая более серьезные повреждения тормозной системы.

В современном автосервисе работы по замене колодок обычно занимают около 30-45 минут на одно колесо. Если же выполняется самостоятельная замена впервые, необходимо учитывать дополнительное время для изучения инструкции и аккуратной работы. Однако даже новичок может, следуя рекомендациям, справиться с задачей и получить надежно работающую тормозную систему.

Может быть интересно